Хорошо организованный корпоративный праздник — прекрасный способ работы с персоналом, поэтому многие компании относятся к подготовке праздников с большой ответственностью. Сейчас, когда еще свежи впечатления от недавно прошедших новогодних торжеств, самое время задуматься над тем, как правильно планировать подобные мероприятия. Попробуем вынести уроки из допущенных ошибок и проанализировать, какие удачные находки помогут надолго сохранить положительный эффект от проведения праздника.
С чего обычно начинается подготовка к праздничному мероприятию? Прежде всего с формулировки целей. Очень важно ясно представить, какой именно результат своей работы вы хотите увидеть. По мнению Елены Якубовой, директора по развитию бизнеса PR-агентства «!Trancelite Promotion», вот одна из наиболее частых ошибок: «Многие не понимают, что нельзя отмечать юбилей компании при одновременном участии партнеров, клиентов и сотрудников». Форма проведения корпоративного праздника должна зависеть от того, какие PR-цели он преследует — внешние или внутренние.
Организация праздничной вечеринки, будь то Новый год, День рождения компании, Международный женский день, вывод на рынок нового продукта или новое назначение — отдельный проект с собственными целями и задачами. Как и при подборе персонала или видов корпоративного обучения, мы, прежде всего, должны решить — справимся с этим проектом своими силами или доверим его профессионалам. Опыт специалистов в данной сфере значительно превосходит наш, позволяя учитывать детали, на первый взгляд, несущественные. «Существуют тысячи проблем, которые могут возникнуть во время маленького мероприятия, — говорит Елена Якубова, — заказчики о них и не подозревают. Надо предугадать абсолютно все варианты развития событий». Многие провайдеры праздничных услуг утверждают, что секрет их бизнеса заключается именно в умении учесть все детали.
От того, насколько правильно подобраны музыка и свет, насколько динамична программа, как люди войдут в зал и как доедут до дома, зависит настроение не только одного вечера — все это помогает создать у сотрудников ощущение того, что они работают в лучшей компании на свете, а руководство их по-настоящему ценит. Даже небольшие просчеты могут сильно обидеть людей. «Когда праздник испорчен, — говорит Армен Григорян, директор компании «Funmakers», - нельзя выйти на сцену, попросить минутку внимания и сказать: я же говорил, что эта идея неудачна». Однако если вы уверены, что можете сами учесть все нюансы, то, разумеется, оплат услуг профессионалов будет бессмысленной тратой бюджета. Существует множество форм проведения корпоративных праздников - это и шоу, и просто выступление музыкантов. Могут быть приглашены как звезды, известные широкой публике, так и люди, значимые именно для конкретной компании в силу каких-либо ее особенностей. Выступления звезд обычно сопровождаются банкетом или фуршетом. Место проведения праздника может варьировать от обычного ресторанного зала до загородного дворца или развлекательного комплекса с аквапарком.
Директора компаний, профессионально занимающихся организацией корпоративных праздников, дают два главных совета. Во-первых, придерживайтесь единой концепции; во-вторых, проверьте, насколько ваша идея, какой удачной она ни кажется, подходит именно для ваших сотрудников. «Однажды мы организовали корпоративную вечеринку в цирке, — рассказывает Армен Григорян. — Мороженое в стаканчиках, сладкая вата, сахарные петушки. По всему цирку звучала песенка «Облака, белокрылые лошадки». Мы пригласили диктора, много лет назад игравшего у Никулина — его лицо известно всем, кому сейчас за тридцать. Люди попали в детство. Но для молодых компаний эта идея была бы бессмысленна — они этого просто не помнят».
Атмосфера праздника должна соответствовать духу и традициям компании. По этой причине многие компании не хотят работать с внешними организациями, полагая, что последние не смогут понять и учесть все корпоративные особенности. Проблема состоит и в том, что в России рынок корпоративных праздников еще находится на стадии формирования. Когда-то мы по той же причине не доверяли кадровым агентствам — теперь же поняли, что залог успешного сотрудничества с ними — умение точно объяснить, какого именно сотрудника мы ищем. Ведь результат во многом зависит от умения и желания взаимодействовать с партнером.
«При взаимодействии с клиентами встречаются разные ситуации, — говорит Елена Якубова. — На первый взгляд, наиболее благоприятной кажется ситуация, когда исполнитель предлагает какой-то вариант, и заказчик с ним соглашается. Однако при таком варианте сотрудничества зачастую обнаруживается максимальное число подвохов. Агентство должно быть более чем профессиональным, чтобы провести удачное мероприятие, не имея полной информации о компании (возраст сотрудников, отношения внутри компании, особенности корпоративной культуры). Нередко, особенно при первом заказе, клиент бывает недоволен большинством идей, которые предлагает профессионал. Но я бы не назвала такую ситуацию самой плохой. Для компаний, занимающихся проведением корпоративных праздников, самый нелюбимый вариант — когда заказчик просит подсказать идею, которую планирует реализовать самостоятельно. Поскольку агентству в этом случае ничего не придется делать, обычно идет речь о сильном снижении цены. Но, приходя к врачу, мы не просим частично вылечить болезнь — нам необходим комплексный подход. Так и здесь - общее настроение и атмосфера творятся из множества мелких деталей. Если проект останется отчасти недоделанным, пусть и по вине заказчика, то, во-первых, виновато будет все равно агентство, а главное — праздник окажется испорченным».
К сожалению, сегодня российский рынок услуг по организации корпоративных праздников сложно назвать структурированным, однако можно выделить несколько групп провайдеров этих услуг. К первой группе относятся так называемые продюсерские центры, которые не берут на себя полную организацию праздника, а готовят только его программу. В этом случае частой проблемой является отсутствие общего сценария праздника. Вторая группа - специализированные агентства, которые выполняют как корпоративные, так и частные заказы, связанные со свадьбами, днями рождения и другими подобными событиями. Третья группа — ориентированные на корпоративных клиентов PR-агентства, которые, помимо прочего, занимаются и организацией корпоративных праздников. Размер компании–провайдера не связан напрямую с качеством предоставляемых услуг. Однако организованные профессионалами праздники отличает одна особенность - менеджеры, ответственные за мероприятие со стороны компании, имеют возможность по-настоящему отдохнуть.
Корпоративные праздники — важная часть жизни компании, особенно сейчас, когда люди в России так много работают. Сегодня никого не удивишь ни медицинской страховкой, ни другими видами бонусов, а вот праздничные мероприятия побуждают людей быть более лояльными своей компании. Не обязательно ждать Нового года, чтобы воспользоваться этим важным фактором мотивации. В России множество праздников, которые люди ценят и любят с самого детства - 23 февраля, 8 марта и многие другие. Каждая такая дата — это очередная возможность проявить к сотрудникам внимание, а придумать удачную идею праздника помогут провайдеры услуг по организации корпоративных мероприятий.